Высокое положение
Металлоконструкции – неотъемлемая часть современной строительной индустрии. Так как металл более лёгкий, чем железобетон, то из него можно построить самые высокие небоскрёбы. И они будут лёгкими, интересными и сложными с точки зрения архитектуры: с более высокими пролётами, консолями, воздушными переходами. Многие башни, построенные с использованием металла, стали памятниками архитектуры и чудом инженерной мысли.
Башня «Бурдж-Халифа», Дубай (ОАЭ)
Высота: 828 м.
Количество этажей: 163.
Завершена в 2010 году.
Авторы проекта: американский архитектор Эдриан Смит, архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill.
Башня «Бурдж-Халифа» в Дубае, столице одноимённого эмирата ОАЭ, на сегодняшний день самое высокое здание в мире. Внутри размещены отель, квартиры, офисы, магазины и торговые центры.
«Бурдж-Халифа» построена на песке, который не приспособлен для объекта такой высоты. Фундамент башни выполнен из монолитной плиты, которая покоится на 192 сваях, они уходят вглубь почти на 50 м. В фундаменте использована система катодной защиты, по сваям пущен постоянный электрический ток для уменьшения коррозии металла. Последний уровень бетонирования в башне находится на высоте 584 м. А до самого шпиля (828 м) используются металлоконструкции. Каркас здания архитекторы тоже облачили в стены-шторы из металлоконструкций и облицевали стеклом.
Интересно, что больше половины стали, использованной при строительстве, – это металл, оставшийся после демонтажа так называемого Дворца Республики, бывшего здания парламента ГДР в Восточном Берлине.
Изначально небоскрёб носил название «Бурдж-Дубай» («Дубайская башня»), но в дело вмешался экономический кризис 2007–2008 годов и заказчик проекта оказался в долгах. В итоге башню-гиганта спасло вмешательство правительства ОАЭ, которое выделило деньги, необходимые для завершения строительства. В благодарность инвесторы переименовали башню в честь тогдашнего президента страны Халифы бин Заида Аль Нахайяна.
Башня Уиллиса, Чикаго (США)
Высота: по верхнему этажу – 412 м, а со шпилем – 527 м.
Количество этажей: 108.
Завершена в 1973 году.
Авторы проекта: главный архитектор – Брюс Грэм, инженер проекта – Фазлур Хан.
Здание спроектировано из стальных труб. Девять из них поднимаются до 50-го этажа. Затем здание начинает сужаться: семь труб идут до 66-го этажа, а пять продолжают расти до 90-го. Две трубы образуют оставшиеся 20 этажей.
Фасад украшен чёрным алюминием и тёмным стеклом. Четверть века после постройки небоскрёб был мировым рекордсменом по высоте. Сейчас это третье по высоте здание в Западном полушарии, а также 23-е в мире.
На 103-м этаже функционирует смотровая площадка Skydeck, которая считается самой высокой в США. Есть там и стеклянный балкон – висячая конструкция из стекла, которая позволяет посетителям стоять над бездной 413 м и любоваться Чикаго. На крыше здания установлены четыре 9-метровые антенны, которые дают телесигнал всему Чикаго.
Шанхайская башня, Шанхай (КНР)
Высота: 632 м.
Количество этажей: 128.
Завершена в 2015 году.
Автор проекта: архитектурное бюро Арт Генcлер (Gensler Architecture).
Шанхайская башня – это самое высокое здание в Китае и третье по высоте здание в мире. Она уступает только небоскрёбу «Бурдж-Халифа» в Дубае (ОАЭ) и башне Мердеке в Куала-Лумпуре (Малайзия). Зато Шанхайская башня может похвастаться самой высокой смотровой площадкой в мире. Несущий каркас Шанхайской башни состоит из железобетона, а фундамент – из 950 буронабивных свай диаметром 1 м, расположенных на глубине 56 м. Общий вес здания – более 850 тыс. т. При строительстве «Шанхая» буронабивные сваи впервые в мире были применены для строительства здания высотой более 400 м на мягком грунте.
Конструкция стеклянного фасада башни, которая по мере подъёма закручивается на 120°, призвана снизить ветровую нагрузку на здание на 24%. Это архитектурное решение на четверть сократило количество необходимых строительных материалов и сэкономило инвесторам около 58 млн долл.
Шанхайская башня считается самым зелёным небоскрёбом на планете. Здесь используется несколько десятков передовых методов энергосбережения. Например, на верхних этажах установлены ветрогенераторы, обеспечивающие около 10% электрической мощности башни. Кроме того, башня имеет гибридную систему отопления и охлаждения, а также собирает дождевую воду и перерабатывает сточные воды.
Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк (США)
Высота: 443,2 м (с учётом верхушки шпиля, без него – 381 м).
Количество этажей: официально 102 этажа, но по факту есть ещё два: 103-й – площадка над обсерваторией и 104-й – пространство на крыше небоскрёба.
Завершён в 1931 году.
Авторы проекта: главный архитектор – Уилльям Ф. Лэмб, архитектурное бюро Shreve, Lamb & Harmon.
Эмпайр-стейт-билдинг – один из самых известных в мире офисных небоскрёбов в центре Нью-Йорка.
На строительство 300-метрового здания в стиле ар-деко ушло всего 410 дней. За неделю строились примерно четыре-пять этажей, рекорд – 14 этажей за 10 дней. В ходе строительства было израсходовано более 10 млн кирпичей из гранита и известняка и свыше 50 т стали. Общий вес здания составляет порядка 331 тыс. т.
Небоскрёб считался самым высоким зданием Нью-Йорка с момента появления и до 1970 года. Сейчас в списке самых высоких зданий мира занимает 54-ю строчку.
Благодаря интересной архитектуре в стиле ар-деко, высоте и наличию смотровых площадок Эмпайр-стейт-билдинг быстро стал популярной достопримечательностью. В 1986 году небоскрёб добавили в Национальный реестр исторических мест в качестве национального исторического памятника.
Его можно увидеть более чем в 250 телесериалах и фильмах. Например, в фильме «Кинг-Конг» 1933 года гигантская горилла взбирается на Эмпайр-стейт-билдинг и отбивается от самолётов.
Башни «Петронас» (Petronas Tower), Куала-Лумпур (Малайзия)
Высота: 427 м.
Количество этажей: 88 этажей.
Построены в 1998 году.
Автор проекта: Сесар Пелли.
Petronas – так называется малазийская нефтегазовая компания, которая является заказчиком проекта.
Небоскрёб строили, чтобы побить существующие рекорды по высотности зданий. На сегодня это самые высокие башни-близнецы. У здания массивный бетонный фундамент: под каждую башню его заливали непрерывно в течение 54 часов, что также было до некоторых пор рекордом. Бетон залегает на глубине 100 м. Каждая башня из-за использования бетона весит 300 тыс. т. Они построены без привычного металлического каркаса по тривиальной причине: заводы Малайзии не могли обеспечить стройку требуемым количеством стали. К тому же по условиям строить необходимо было из местных материалов. Но нержавеющую сталь вместе с алюминием и стеклом (в зданиях 32 000 окон) использовали для внешней отделки башен.
На высоте 170 м (41–42-й этажи) сооружения-близнецы соединяет мост. Интересно, что при сильных ветрах он может покачиваться, так как жёстко не соединен ни с одной из башен. Мост используют как смотровую площадку. В башнях есть пять подземных уровней для парковки.
Справка:
Согласно классификации Skyscraper City, небоскрёбом считается здание выше 200 м. Если рассматривать каждое поколение небоскрёбов, то раньше они почти все строились при помощи стальных конструкций (например, Эмпайр-стейт-билдинг или Башня Уиллиса), но с развитием технологий их стали сочетать с бетоном.