Закрыть
Войти
Подписаться на новости
Фото
Видео
Телеграм

Александр Данилов: «Продвижению металлокаркаса мешают мифы»

Александр Данилов: «Продвижению металлокаркаса мешают мифы»

05 МАРТА 2025
строительство сталь отрасль цифровизация кадры история
Фото: Из личного архива Александра Данилова

По данным Ассоциации развития стального строительства (АРСС), в мировой практике 60–65% строительных проектов реализуется с использованием стальных конструкций. В России пока этот показатель в пять раз меньше. Но в течение нескольких лет наша страна способна как минимум существенно сократить этот разрыв, так как стальное строительство уже становится сопоставимо, а в некоторых случаях экономически более эффективно, чем классическое монолитное, считает генеральный директор АРСС Александр Данилов.

Металл только на оборону

– Почему, на ваш взгляд, в нашей стране до сих пор существует предвзятое отношение к стальным конструкциям? Насколько они сейчас распространены в строительстве?

– Доля зданий на металлокаркасе в общем объёме стройки в России составляет лишь 13%, причём в сегменте жилых многоквартирных домов – и вовсе менее 1%. Конечно, это крайне мало.

Такая низкая распространённость стального каркаса – следствие множества факторов: стереотипов, дефицита кадров, недостатка практики. Чтобы в этом разобраться, нужно немного углубиться в историю вопроса.

Многие забывают, но наша страна была одной из первых в Северной Европе, где начали строить здания на металлокаркасе. Эта технология, например, была использована при возведении в 1904 г. известного Дома Зингера в Петербурге на Невском проспекте.

Фото:FOTOGRIN/Shutterstock/FOTODOM

В России в первой четверти прошлого века металл использовался в основном на промышленных объектах в период индустриализации страны. В годы Великой Отечественной войны и после неё экономика страны нуждалась в быстрых решениях по восстановлению промышленности, требовалось много металла. Тогда было выпущено постановление Правительства, которое запрещало применение металла в гражданском строительстве. Металл шёл только на промышленные объекты и нужды обороны.

Это продолжалось до конца прошлого века. За это время была утрачена инженерная школа. В гражданском строительстве в основном преобладала школа традиционных технологий – древесина, кирпич, бетон, а позже монолит.

– АРСС уже десять лет продвигает стальное строительство. С какими трудностями вы столкнулись на этом пути?

– С одной стороны, сейчас сняты основные ограничения в нормативно-технической документации по применению металлоконструкций в гражданском и инфраструктурном строительстве. Ассоциация наладила взаимодействие с органами государственной власти, институтами развития, отраслевыми сообществами и девелоперами.

Но с другой – мы встречаем в среде строителей очень устойчивые мифы, касающиеся недостатков металлокаркаса, и развенчивать эти заблуждения непросто.

Например, считается, что здания на металлокаркасе обладают низкой огнестойкостью. Это в корне неверно. Хотя бы исходя из простой логики: все жилые дома реализуются с соблюдением современных норм пожарной безопасности. Эти требования одинаковы для всех видов строительных конструкций, и здания на стальном каркасе не исключение.

Фото: Thaweesak Thipphamon/Shutterstock/FOTODOM

Несущие конструкции каркаса либо находятся в теле бетона (балки перекрытия), который обеспечивает огнезащиту, либо обшиваются листовыми материалами конструктивной огнезащиты (колонны). Связевые блоки с вертикальными элементами располагаются в межквартирных стенах, и в таком случае функцию огнезащиты выполняют перегородки из кирпича или пазогребневых плит.

То есть конструктивные особенности зданий таковы, что металлокаркас просто не может быть более уязвим с точки зрения пожарной безопасности, чем остальные технологии. При этом в структуре себестоимости здания огнезащитные материалы составляют не более 1,5%.

Второй миф – якобы здания на стальном каркасе неустойчивы к коррозии.

Опять же обращаемся к нормативам. Они прописаны в СП 28.13330 «Защита строительных конструкций от коррозии». При выборе защиты учитываются возможность доступа к конструкциям и условия эксплуатации помещений. В помещениях жилых зданий отсутствует агрессивная среда, а стальные элементы к тому же изолированы от прямого воздействия влаги, так как скрыты облицовочными материалами.

Для исключения негативного влияния коррозии в сечения стальных элементов заложен припуск, который позволяет сохранять несущие характеристики элемента на протяжении всего срока службы. Толщина этого слоя определяется исходя из самого срока службы и скорости коррозии.

Для сухих помещений внутри эксплуатируемых зданий для обычных сталей без покрытия максимальная скорость проникновения коррозии составляет всего 10 микрон (это 0,01 мм) в год. То есть не более 0,5 мм за 50 лет. Эта величина принята со значительным запасом, так как фактически коррозия развивается ещё медленнее.

Для ограждающих конструкций (наружных стен и внутренних перегородок, фасадных конструкций) применяется горячеоцинкованная сталь. Толщина цинкового покрытия – от 275 г/кв. м. В зависимости от региона строительства и агрессивности внешней среды толщина цинка повышается до 600 г/кв. м. В результате мы получаем скорость проникновения коррозии не больше, чем при внутреннем использовании.

Третий ошибочный стереотип – высокая стоимость стального строительства. На самом деле сейчас она в центральных регионах практически сравнялась с себестоимостью строительства в монолите. К тому же за счёт более высокой скорости возведения конструкций достигается экономия времени, а значит, застройщик меньше тратится на обслуживание кредитов, полученных под проект. Если учесть все нюансы, то итоговые затраты на производство работ при использовании металлокаркасных конструкций будут сопоставимы, а иногда ниже, чем при применении традиционных технологий. При этом важным фактором экономии является логистика, которая позволяет оптимизировать общие затраты для удалённых регионов, районов Крайнего Севера, программ освоения Арктики, где альтернативы применению металлоконструкций практически нет.

Сталинским высоткам скоро 100 лет

– А как обстоят дела с подготовкой специалистов?

– С самого создания Ассоциации мы начали писать учебник по применению металлоконструкций в гражданском строительстве. Он выпущен под редакцией Александра Туснина, профессора Московского государственного строительного университета. Создан и второй учебник – по применению лёгких стальных тонкостенных конструкций в гражданском строительстве и социальных объектах. Так что в этом смысле сейчас особых сложностей нет.

Сейчас в 26 вузах преподаются основы и более продвинутые курсы о применении металла в гражданском строительстве на основе этих учебников. Кроме того, мы разработали пособия по курсовым работам и помогаем студентам решать задачи по проектированию школ, больниц, детских садов, социальных объектов.

– Какие ещё примеры использования металлокаркаса можно привести? Почему в этих случаях была выбрана именно такая технология?

– В базе АРСС более 130 успешных проектов, сложно выделить какой-то определённый. Например, если говорить о высокой скорости строительства, я бы назвал жилой комплекс «Южный парк», который в 2023 г. появился в Елабуге, в Республике Татарстан. Четыре пятиэтажных дома на металлокаркасе построили всего за девять месяцев.

Долговечность стальных конструкций отлично иллюстрируют сталинские высотки, построенные в 1947–1957 гг. По стандартам жилые здания должны служить 50 лет. Но эти дома скоро отметят столетие с перспективой их дальнейшей успешной эксплуатации. Обследование не выявило коррозии и других повреждений.

Фото: Simon__kranz/Shutterstock/FOTODOM

Металлокаркас используют в сейсмоопасных районах. В 2011 г. в Красноярске ввели в эксплуатацию 16-этажный ЖК «Фрегат NEO». Красноярск попадает в зону семибалльных землетрясений, а этот комплекс имеет сейсмоустойчивость до девяти баллов.

Целый дом в грузовике

– В чём экологические преимущества металлокаркаса?

– Главное преимущество – то, что металлоконструкции на 95% имеют замкнутый жизненный цикл, обладают низкой энергоёмкостью и низким углеродным следом. По окончании срока службы или износа сооружения стальные элементы можно переплавить в новые изделия.

Кроме того, при демонтаже здания на стальном каркасе порядка 10% общего количества строительных отходов – это лом и отходы, содержащие незагрязнённые чёрные металлы, которые могут быть возвращены в производство.

А благодаря тому что элементы стального каркаса производятся на заводе, меньше объём строительного мусора на стройплощадке.

Скорость строительства – это тоже про экологию. Ведь чем быстрее строится здание, тем меньше потребление энергоносителей на стройплощадке.

Наконец, благодаря значительно меньшему весу конструкций по сравнению с железобетоном применяются машины и механизмы меньшей мощности. Не нужно использовать тяжёлые краны и автотранспорт, что снижает нагрузку на окружающую среду. Здания из металла легче, соответственно, меньше логистические затраты. Фактически на одном грузовике можно перевезти целый дом, больницу или детский сад.

– Какова, на ваш взгляд, роль государства в продвижении стального строительства?

– Прежде всего государство определяет общую экономическую политику, перспективы развития строительной отрасли, неотъемлемой частью которой становится использование технологии с применением металлоконструкций. В этом смысле знаковым событием стало утверждение Минстроем в 2023 г. дорожной карты, направленной на развитие нормативно-технической документации в сфере стального строительства.

Недавно АРСС участвовала также в подготовке совместной дорожной карты Российского союза промышленников и предпринимателей и Минстроя, где впервые был сделан фокус именно на металлоконструкции и расширение применения доли стали в гражданском инфраструктурном строительстве.

Принятие этих документов – большой шаг вперёд.

Сегодня мы работаем над типовыми проектами, которые должны стать частью программ комплексного развития территорий и национальных проектов. Это и освоение Арктики, Дальнего Востока, и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Президент ведь поставил задачу на 20% увеличить количество переселяемых людей из жилья, которое нуждается в капитальном ремонте или идёт под снос.

Часть нормативно-технической работы сейчас проводится за счёт федерального бюджета, чего раньше никогда не было. То есть за последние годы мы добились того, что Минстрой, Минпромторг и соответствующие институты развития стали обращать внимание на технологию стального строительства, увидели её перспективность.

– На какую ещё научную, образовательную поддержку государства вы рассчитываете?

– Необходимо более широкое включение темы металлокаркасного строительства в вузовские программы, чтобы новые специалисты не боялись использовать металл вместо традиционных материалов, не боялись сочетать его с древесиной, композитами.

Нужно также продолжать уже начатую нашей Ассоциацией работу по методике оценки межотраслевых эффектов от применения технологии стального строительства.

Лучшие мировые практики показывают, что доля переработки стали на внутреннем рынке должна быть минимум на 20% выше, чем сегодняшние показатели. Тогда это позволит обеспечить рост экономических показателей для страны. Текущая стагнация строительства не отменяет государственные задачи по вводу жилья, поэтому отрасль нуждается в новых технологиях. И одна из наиболее эффективных – в силу уже описанных преимуществ – это технология строительства жилья с применением стальных каркасов.

По нашим оценкам, активизация стального строительства к 2030 году позволит дополнительно получить ВВП около 120 млрд руб.

Построить 11 этажей за 28 часов

– Сейчас в России очень активно используется китайский опыт. Какие примеры применения металлокаркаса в строительстве мы можем взять за образец в Китае?

– Например, китайская компания Broad Group, с которой мы в Ассоциации давно сотрудничаем, установила несколько мировых рекордов в строительстве с применением модульной технологии на основе стальных каркасов. Так, 11-этажное здание Broad Group построила за 28 часов 45 минут, а 57-этажный небоскрёб по аналогичной технологии – всего за 19 дней.

– Как вы оцениваете перспективы развития строительства на металлокаркасе в России?

– Я бы сравнил эту ситуацию с развитием монолитной технологии. В своё время она тоже была для нас новой, но потребовалось всего 15–20 лет для того, чтобы она перешла в разряд классических, традиционных технологий. Сейчас более стремительные скорости, поэтому, думаю, стальное строительство будет продвигаться намного быстрее.

Мы сейчас восстанавливаем компетенции в проектировании, в разработке программного обеспечения, в выстраивании производственных цепочек от металлурга до конечного заказчика через заводы металлоконструкций, монтажников, проектировщиков и в конечном итоге девелоперов.

Девелоперы, которые за предыдущие десятилетия обзавелись собственными производствами кирпича, бетона, не могут в один момент перестроить всю эту цепочку. Однако экономика стимулирует изменения: видя экономическую выгоду, строительные компании будут обзаводиться и своими заводами металлоконструкций. Это уже начало происходить.

Промышленность также заинтересована в этом, поэтому важен и её вклад. Например, EVRAZ STEEL HOUSE разработал целую линейку типовых проектов для индивидуального жилищного строительства на основе металлокаркаса.

Изображение: EVRAZ STEEL HOUSE

Это очень важно, так как ИЖС сегодня занимает уже более 60% в общих объёмах жилищного строительства в России. Поэтому чем проще и доступнее будет возведение жилья, тем больше будет спрос на металлокаркас.

На уровне регионов также принимаются меры, в частности, по комплексному развитию территорий, где планируется строительство коттеджных посёлков с типовыми проектами и готовой инфраструктурой: детскими садами, школами, больницами, магазинами.

В общем, я считаю, что сейчас складывается очень хорошая ситуация на рынке с точки зрения использования металла в строительстве. И перспективы более чем оптимистичные.

05 МАРТА 2025
строительство сталь отрасль цифровизация кадры история